Главная


Новости
Издания
Выставки
Фотогалерея
Методика
О своде
Сотрудники
Кураторы
Контакты






Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.


Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30



ДРУЗЬЯ


arch_heritage

ОИРУ

НИИТИАГ

Храмы Росиии

Радио София

archi.ru

     

Бог весть, создастся ли на старых пепелищах
новая, радостная и красивая жизнь…
Н. Н. Врангель, 1910 г.

В ХХ веке из-за двух разрушительных мировых войн и развития массового индустриального строительства многие европейские страны потеряли значительную часть своего архитектурного наследия. В середине ХХ столетия ощущение хрупкости архитектурных памятников необычайно обострилось. Попытки их сохранить стали одной из важнейших сфер работы историков искусства. Во многих европейских странах это привело к созданию мощных и разветвлённых служб по охране и выявлению старинных зданий. А кроме того, к не менее важным начинаниям – составлению инвентарей памятников каждой страны, а затем и всей Европы в целом. В Великобритании и Франции, Германии и Голландии учтены и подробно изучены практически все сохранившиеся постройки прошлого вплоть до середины ХХ столетия.

Похожая, но ещё более драматическая ситуация сложилась в России. Здесь на протяжении ХХ века архитектура предшествующих эпох погибала не только в результате военных действий и новой строительной политики, но и целенаправленно разрушалась в соответствии с идеологическими установками. Несмотря на поистине героические усилия многих историков искусства и реставраторов, пытавшихся защитить и сохранить памятники отечественного зодчества, нередко ценой собственной жизни, приблизительно 70 – 90 % храмов, усадеб, монастырей, городской застройки было уничтожено, а то, что осталось – поразительно быстро продолжает исчезать сегодня, в первые десятилетия XXI века, особенно в городах под натиском строительной лихорадки.

С конца 1960-х годов в рамках начатой тогда программы «Свод памятников архитектуры России» проводится обследование всей территории страны. Правда, из-за недостаточных масштабов этой работы, всё ещё остаются неисследованными многие районы даже центральных областей европейской части России. Каждый год в ходе полевых экспедиций в российскую «глубинку» сотрудники сектора Свода памятников Государственного института искусствознания находят десятки неизвестных сооружений прошлых эпох, которые отличаются замечательной, совсем не провинциальной архитектурой. В первые годы составления Свода в него включались преимущественно произведения церковного зодчества, жилой и гражданской архитектуры. Сегодня в него входят не только отдельные здания, но комплексы городских улиц и сел, целые древние поселения, промышленные и инженерные сооружения, исторические ландшафты, памятники монументального искусства, в том числе наиболее сильно пострадавшая часть отечественной художественной культуры – интерьеры храмов. Ученые считают важным фиксировать не только древнейшие памятники, но наследие всех веков российской истории, включая и значительные и уникальные постройки ХХ столетия.

Несмотря на гигантские и часто невосполнимые утраты, многое ещё сохранилось, пусть и в руинированном состоянии. И даже эти полуразрушенные здания, эти остатки белокаменного декора, эти фрагменты настенных росписей поражают своим благородством и величием. На некоторых фотографиях на зданиях можно увидеть строительные леса – это утешительный знак нового времени, знак того, что часть памятников (хотя и очень небольшая) будет сохранена для будущего, что возрождается «любовь к отеческим гробам». К сожалению, нет надежды на спасение большинства ещё стоящих в руинах построек прошлого. Поэтому так важна задача Свода памятников если не сохранить их физически, то хотя бы собрать о них информацию и оставить документальную память в обмерных чертежах, описаниях, фотографиях. По существу, как бы громко это не звучало, материалы Свода памятников – это АРХИВ ЦИВИЛИЗАЦИИ, цивилизации, которая в ближайшее время почти целиком исчезнет. Именно по этим документам будут судить в будущем, какой была Россия в прошлые столетия.

Параллельно с поиском и обследованием памятников зодчества российской провинции осуществляется выпуск многотомного энциклопедического издания «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». К настоящему времени выпущены тома по Брянской, Ивановской (в 3-х книгах), Смоленской областям; вышли первые четыре книги по Тверской (из запланированных десяти), две по Владимирской (из намеченных пяти), одна по Рязанской (из намеченных пяти) областям; в Костромской области силами сотрудников Свода выпущено 14 книг каталога; готовятся издания Свода по Костромской и Калужской областям. Однако обследование территорий намного опережает фундаментальное издание Свода памятников, которое, кроме того, часто не может дать исчерпывающего впечатления о качестве самой архитектуры из-за весьма скромного иллюстрирования. Тем важнее становится организация выставок Свода памятников с большеформатными фотографиями. С 2002 года выставки, основанные на материалах экспедиций, стали ежегодными и проходят не только в Москве в музеях, художественных галереях и вузах, но и с большим успехом в областях России. За 16 лет они проведены в малых и больших городах и селах – в Калуге, Рязани, Твери, Калязине, Кашине, Боровске, Кимрах, Дубне, Спас-Деменске, Кирове (Калуж. области), Полотняном Заводе. Фотографии замечательных неизвестных произведений зодчества российской провинции вызывают огромный интерес у каждого: от школьника и студента до пенсионера, от бизнесмена до ученого – ведь такая выставка – это увлекательное путешествие в труднодоступные уголки нашей страны.

Нынешняя очередная выставка «Неизвестная Провинция» проводится в январе - феврале 2017 года в галерее Государственного института искусствознания. Она основана преимущественно на материалах, собранных в ходе полевых обследований памятников зодчества в 2017 году. Демонстрируются фотографии малоизвестных или совсем неизвестных (иногда недавно обнаруженных) церковных, усадебных, гражданских и жилых сооружений Владимирской, Вологодской, Кировской, Липецкой, Рязанской, Тверской, Томской, Тульской областей, республики Татарстан и Крыма. С томами энциклопедического издания «Свода памятников» можно познакомиться в центральных библиотеках Москвы. Подробную информацию о фотовыставках «Свода памятников» смотрите на сайте: http://ruinaru.ru, http://sias.ru

 

 


Киров, Трифонов монастырь. Храм Трех Святителей, 1710-е г. и собор Успения, 1780-е г. Фот. Е. Щёболевой


Кировск. обл. Сырьяны, храм Николая Чудотворца, 1747. Фот. Е. Щёболевой


Кировск. обл., Истобенск, церковь Николая Чудотворца, 1766-68. Фот. Е. Щёболевой


Липецк. обл., Долгоруковск. р-н. Новотроицкое. Храм Троицы, 1815. Фот. А. Яковлев


Липецк. обл., Долгоруковск. р-н. Новотроицкое. Храм Троицы, 1815. Фот. А. Яковлев


Липецк. обл., Долгоруковск. р-н. Новотроицкое. Храм Троицы, 1815. Фот. А. Яковлев


Республика Татарстан. Елабуга. Речная панорама со Спасским собором, 1820. Фот. Г. Смирнов


Татарстан, г. Елабуга. Торгов. ряды, серед. 19 в., и дом Стахеева , 1851. Фот. Г. Смирнов


Тверск. обл. Усадьба Никольское-Черенчицы. Погреб-пирамида, кон. 18 в., архит. Н.А.Львов. Фот. Е.Шорбан


Тверск. обл., Торж. рн, Митино. Пирамида-ледник кон. 18 в. с недавно обвалившейся аркой. Фот. Е.Шорбан


Томск Татарская, 40. Дом нач. 20 в. Фот. Г. Смирнов


Томск, Татарская ул. Дома кон. 19 - нач. 20 в. Фот. Г. Смирнов


Томск. Слуховое окно торгов. здания нач. 20 в. Фот. Г. Смирнов


Тульск. обл., Веневск. р-н. Усадьба Исаково, 18 - 19 в. Фот. Е. Шорбан

     
      Храмы России   Радио "София"   КЛИРОС - церковно-певческий сайт   Страница Владимира Ковальджи