Министерство Культуры Российской Федерации
Государственный институт искусствознания
НЕИЗВЕСТНАЯ ПРОВИНЦИЯ
В ФОТОГРАФИЯХ
ВИТАЛИЯ РУДЧЕНКО
ВЫСТАВКА
по материалам экспедиций «Свода памятников
архитектуры и монументального искусства России»
29 января – 26 февраля 2016 г. Открытие 29 января в 17 часов.
Выставка работает ежедневно, с 10 до 18 часов (кроме субботы и воскресенья) по адресу: Москва, Козицкий пер., дом 5. Тел. (495)6293376.
(метро «Пушкинская», Козицкий пер. – за углом Елисеевского магазина). Вход свободный, с документами.
www.sias.ru; www.ruinaru.ru
На традиционной январской выставке сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства ГИИ в этом году представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г.
Верхневолжье, и особенно Костромская и Ярославская области, обладающие удивительным богатством и разнообразием своего культурного наследия, были его любимыми. Начиная с 1970-х годов он участвовал в обследовании этого региона и сделал несколько тысяч снимков расположенных здесь архитектурных памятников. Представленные ныне фотографии не делались автором специально для какой-то выставки, а выбраны из его огромного архива, складывавшегося постепенно из экспедиционных материалов. Многие из сельских храмов, запечатленных на снимках, сегодня оказались заброшенными, исчезли находившиеся в них великолепные иконостасы, а усадьбы, уже в момент обследования пребывавшие в полуразрушенном состоянии, не дожили до наших дней. И фотографии Рудченко остаются единственными и бесценными свидетельствами существования этих прекрасных сооружений.
Виталий Рудченко с детства увлекался фотографией, причем его главным интересом была съемка архитектурных памятников. Четырнадцатилетним подростком в 1964 г. он познакомился с выдающимся архитектором-реставратором и блестящим знатоком древнерусского зодчества Петром Дмитриевичем Барановским, с которым, несмотря на огромную разницу в возрасте, дружил до самой его смерти. Знакомство с Барановским во многом определило выбор профессии Виталия Михайловича: в 1977 году он окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова и стал признанным специалистом по истории иконостасов и монументальной живописи. Он также связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией – работал в Экспериментальных специализированных научно-производственных реставрационных мастерских ЦС ВООПиК и институте «Спецпроектреставрация», участвуя при этом во всех экспедициях Государственного института искусствознания, собирающих материал для издания «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». С 1998 года он стал сотрудником сектора Свода памятников нашего института. Его фотографии, особенно снятые в 1970–1990-х годах, стали основой для работы по «Своду памятников», ими иллюстрированы изданные и готовящиеся к выпуску тома, а также главы «Истории русского искусства», посвященные русской провинции.
Трудно оценить эти снимки, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых зачастую приходится пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить её скорее всего будет невозможно, требует огромного мастерства. Фотограф, как правило, очень ограничен во времени, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его портрет. Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтоб на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его снимков, его сугубо индивидуальный авторский взгляд. Все эти сдержанные черно-белые фотографии пронизывает невероятная радость первооткрывателя. Восхищение художественным качеством памятника сильнее ужаса разорения, а интерес к его исторической уникальности не позволяет смотреть на него равнодушно. Благодаря такому взгляду эти произведения не потеряны для нас.
Медведки Сусанинский р.- ус. С.А. Бартенева. Главный дом, 1-я четв. 19 в. ф. Рудченко 2006
Спас-Верховье Судиславский р. - ц. Преображения, 1805. Иконостас нач. 19 в. не сохр ф. В. Рудченко 2001
|