Главная


Новости
Издания
Выставки
Фотогалерея
Методика
О своде
Сотрудники
Кураторы
Контакты






Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.


Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31



ДРУЗЬЯ


arch_heritage

ОИРУ

НИИТИАГ

Храмы Росиии

Радио София

archi.ru

     
Уважаемые Дамы и Господа! Приглашаем Вас на выставку

Русская деревянная церковная скульптура XVIII – первой половины XIX веков

Редакция журнала «Наше наследие» и Государственный институт искусствознания в рамках многолетнего совместного проекта «Провинциальное наследие» представляют выставку фотографий русской деревянной церковной скульптуры XVIII – первой половины XIX веков. Фотографии экспозиции выполнены сотрудниками сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» Государственного института искусствознания Минкультуры РФ Алексеем Грицем, Анной Павловой, Сергеем Рожковым, Георгием Смирновым, Екатериной Шорбан, Алексеем Яковлевым.

Одной из наиболее сильно пострадавших в ХХ веке частей историко-культурного наследия России являются храмовые интерьеры. На протяжении советского периода прошло несколько волн их разрушений. Первый этап относится к ранним послереволюционным годам, когда при закрытии церквей выламывались и сжигались иконостасы и иконы. Всё же, многие интерьеры стоявших без службы храмов, особенно сельских, сохранялись усилиями местных жителей вплоть до второй половины 1950-х годов – начала так называемого «хрущевского» этапа борьбы с памятниками церковной культуры. В это время повышенное внимание уделялось окончательному уничтожению внутреннего убранства храмов.
Особой очень хрупкой интереснейшей частью интерьеров русских церквей являлась деревянная скульптура, получившая распространение преимущественно в эпоху барокко. В отечественной искусствоведческой литературе сложилась версия, что одним из центров деревянной скульптуры была Пермь. Известно, что сохранение многочисленных произведений скульптуры, собранных в Пермском музее, объясняется беспрецедентной деятельностью местных любителей старины, бросившихся в начале 1920-х годов в села, чтобы собрать и вывезти части церковного художественного наследия. В действительности традиция использования в интерьерах храмов скульптуры, в том числе круглой, в XVIII – первой половине XIX столетий существовала в большинстве губерний европейской России и Сибири. Об этом свидетельствуют архивные письменные источники и фотографии конца XIX–XX начала веков, а также многочисленные еще сохранившиеся примеры церковной скульптуры, обнаруженные в последние годы. Выставка в галерее журнала «Наше Наследие» основана на коллекции фотографий, сделанных в 2000-е годы в экспедициях Сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» Государственного института искусствознания Минкультуры РФ по Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Рязанской, Тверской областям. Представлены несколько тематических групп скульптуры: «Распятие», «Христос в темнице», убранство надпрестольных сеней, а также ярусов и царских врат иконостасов.

Е.ШОРБАН,
кандидат искусствоведения

 

 


 


 


 

 

Выставка продлится до 30 июня 2017 года
Адрес: Москва, 1-й Неопалимовский пер., 4. Метро: «Парк культуры», «Смоленская».
Тел.: 499 252 80 12; 499 252 70 70
     
      Храмы России   Радио "София"   КЛИРОС - церковно-певческий сайт   Страница Владимира Ковальджи   Рейтинг@Mail.ru